В наше время, всё чаще поднимается вопрос о проблемах буллинга (англ. Bullying) -издевательство, производное слово от bulle- хулиган. Само слово отражает отношение к этому явлению как к правонарушению. Наверное, поэтому, во многих западных странах вводится административная ответственность за преследование и травлю, моральное давление и угрозы.
В нашей стране отношение к травле неоднозначное, рассматривается с разных позиций и имеет разный подход к решению данной проблемы. Достаточно часто среди педагогов и даже психологов бытует мнение, что ребёнок должен пройти социализацию самостоятельно и научиться отстаивать своё личное пространство. Вмешиваться в детские «разборки» ни в коем случае нельзя, иначе ребёнок так и останется нытиком и «тряпкой». Специалисты называют способность «притягивать» в свою жизнь садистов и тиранов – виктимностью, снимая, таким образом, часть вины с преследователя. С правовой точки зрения жертва не может и не должна нести ответственность за действия правонарушителя. Но если травля не выходит за рамки запрещённых законом действий, то и разрешение таких ситуаций остаётся в поле психологии межличностных отношений и требует понимания механизмов, которые запускают этот процесс. А следовательно и понимание каким образом возможно осуществлять профилактику этого неприятного явления.
Родителей волнует вопрос их роли и ответственности в такой ситуации. Виноваты ли они в том, что их ребёнок стал жертвой травли или напротив стал инициатором и преследователем. Здесь встречаются крайне противоречивые позиции. От полного игнорирования ситуации, до собственноручного наказания обидчика. Большинство отцов с самых малых лет учат своих детей давать сдачи, забывая о том, что их сын или дочь могут не правильно оценить степень нанесённой обиды и ответ может быть значительно серьёзнее, причинить вред здоровью обидчика и потянуть за собой уже административную или уголовную ответственность. Многие мамы после первых жалоб их детей торопятся встретиться и пригрозить обидчику. Такая позиция закрепляет у ребёнка в коллективе его имидж изгоя и лузера. Есть и те родители, которые пытаются решить проблему, используя административные рычаги, действуя официально чрез письменное обращение к администрации учреждения, где происходит травля. С морально - этической точки зрения, это самая зрелая позиция. Так как неблагополучие в детском коллективе это сигнал для анализа педагогических подходов в работе всего педагогического коллектива это поле для сотрудничества родительского актива, педагогов и детей. К сожалению, достаточно часто, педагоги используют как метод воздействия на неудобных детей «коллективное порицание», фактически возглавляя и направляя процесс коллективной травли. Когда родители обращаются к ним за помощью, их реакция бывает индифферентной, с переносом вины на самого преследуемого ( он сам себя не правильно ведёт).
Что должны предпринять все участники этой сложной морально – этической проблемной ситуации, понимая, что в конфликте задействованы дети, а не преступники и маньяки. Дети, которые учатся жить и строить отношения, дети которые имели в своих родительских семьях не всегда положительный пример и усвоили деструктивные примеры поведения. К сожалению, насилие в семьях не такая уж редкость. И если ребёнок в семье был жертвой насилия, то в своём детском окружении, он найдёт более слабого, на котором обязательно отыграется. Здесь очень много работы предстоит школьному психологу или социальному педагогу, а также завучу по воспитательной работе. Необходимо провести социометрическое исследование межличностных и межгрупповых отношений, статуса и эмоционального состояния участников группы.
Самой яркой иллюстрацией к теме является сказка Ганса Христиана Андерсена «Гадкий утёнок». Обитатели птичьего двора клевали маленького лебедя за его непохожесть на других, за его странность, как им казалось. Но он так и не смог подстроиться под требования стаи, сохраняя свою яркую индивидуальность, живя изгоем, он не потерял границы своего индивидуального «Я». За что и был вознаграждён. Многие яркие личности в детстве то же испытывали похожий опыт, что помогло им в будущем достичь успеха и признания.
Таким образом, ребёнку, испытывающему психологические проблемы, связанные с самоидентификацией, нужна психологическая помощь и принятие. Ребёнку, испытывающему преследование доходящее до угрозы физической расправы, оскорбления, приставания с физическими действиями и нецензурной бранью, необходимо показать пример официального обращения в правоохранительные органы за защитой своих прав. Этот опыт необходим для формирования алгоритма правовых действий в отстаивании своих гражданских прав и личного достоинства.