Информационная безопасность детей
По данным ВЦИОМ, 90% детей и молодежи в возрасте от 12 до 24 лет используют социальные сети ежедневно – узнают новости, рассказывают о своей жизни другим, общаются, смотрят видео и слушают музыку. Интернет во многом формирует картину мира современного ребенка. Является полноценным инструментом для его развития и самореализации. При неконтролируемом со стороны взрослых подходе интернет может нанести вред психологическому и физическому здоровью несовершеннолетнего. Пример тому – деятельность в сети педофилов, распространителей наркотиков, вербовщиков экстремистских и террористических организаций и т.д. Нельзя запретить современному ребенку пользоваться новыми медиа, но важно заложить правильные критерии выбора им контента. Необходимо регулировать режим работы ребенка дошкольного и младшего школьного возраста в Сети, в том числе используя функции родительского контроля. По данным ФОМ, только 230 родителей из 1000 знают, в каких соцсетях зарегистрированы их дети, и только 5 родителей из 1000 заходят на интернет-странички своих чад.
Виды информации (с позиции ее безопасности для детей):
Нейтральная: не влечет негативных последствий для развития, психики и здоровья несовершеннолетнего
Ограниченная к распространению среди детей определенных возрастных категорий: Изображения или описания жестокости, физического и/или психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия; информация, вызывающая у детей страх, ужас или панику, в том числе изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и/или их последствий; изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной; бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани. (Такая информационная продукция подлежит маркировке, которую должны сделать производители и распространители 0+, 6+, 12+, 16+, 18+).
Запрещенная:
- побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и/или здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству
- способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и/или одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртсодержащую продукцию, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством
- обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия, жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим ФЗ
- отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и/или другим членам семьи
- оправдывающая противоправное поведение
- содержащая нецензурную брань
- содержащая информацию порнографического характера
- содержащая информацию о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), включая его ФИО, фото и видеоизображения, дату рождения, аудиозапись голоса, место жительства или временного пребывания, место учебы или работы, данные о его родителях/законных представителях, иную информацию, позволяющую прямо или косвенно установить личность такого несовершеннолетнего.
За распространение данной информации предусмотрена административная, уголовная ответственность, а также обязанность возместить причиненный ущерб (имущественная ответственность)
Исследования и практическая деятельность в области информационно-психологической безопасности показывают, что одна из главных причин «успешности» информационного влияния – слабость детско-родительских отношений, недостаток любви и понимания в семьях. Родителям важно быть внимательным и вовремя увидеть признаки эмоционального неблагополучия своего ребенка. Некоторые родители предъявляют детям слишком завышенные требования, чрезмерно контролируют, критикуют, подавляют свободную растущую личность, что приводит к заниженной самооценке, чувству вины и «плохости» жизни в этом мире. И вот тогда зачастую псевдозаменителями эмоциональной радости становятся компьютерные игры, «тусовки» со сверстниками, просмотр видео и музыкальной продукции, которые несут в себе разрушительные идеи, отчаяние, уныние, агрессию и бессмысленность бытия. В таком состоянии ребенок очень уязвим к любому информационному влиянию.
Если вы заметили у своего ребенка следующие признаки:
- снижение интереса к деятельности, потеря удовольствия от деятельности, которая раньше нравилась
- уклонение от общения: нежелание идти в школу, общаться со сверстниками, склонность к уединению
- снижение успеваемости из-за трудностей концентрации внимания и нарушений запоминания
- изменение сна и/или аппетита (ест/спит больше/меньше, чем раньше)
- вялость, хроническая усталость
- грустное настроение или повышенная раздражительность
- идеи собственной малоценности, никчемности
- телесное недомогание: головная боль, проблемы с желудком
- показная бравада, грубость, агрессия, демонстративные уходы из дома, употребление ПАВ – как возможные проявления депрессии
Рекомендуем вам обратиться к специалисту психологу!
Что же должны делать родители, чтобы помочь детям безопасно пользоваться Интернетом?
Задача каждого родителя – обеспечить правильную работу с компьютером или иным гаджетом, чтобы ребенок его рассматривал не как развлечение, а как средство обучения и развития. И тогда интернет станет его лучшим учителем и верным помощником, а ребенок вырастет успешным и уверенным в себе человеком.
- начинайте, когда дети еще маленькие
- развивайте у них навыки критического мышления
- объясните им, что в интернете не вся информация правдива
- научите детей проверять найденную в интернете информацию по другим источникам
- научите детей различным способам поиска
Норма времени пребывания ребенка за компьютером:
5 лет 1 час в день
6 лет 1 час 15 минут в день
7-9 лет 1,5 часа в день
10-12 лет 2 часа в день
13-14 лет 2,5 часа в день
15-16 лет 3 часа в день
Если обнаружена информация, нарушающая права ребенка!!!
шаг 1. Выставляем требование убрать информацию владельцу ресурса, содержащего незаконный контент.
Данные о владельце и его контакты содержатся на его сайте: в пользовательском соглашении, в публичной оферте, в спецразделах («Контакты», «О нас»)
шаг 2. Сообщаем в поисковую систему – «Пожаловаться на сайт».
Сообщаем в Роскомнадзор – Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Данная служба вправе производить блокировку сайта, а также ведет административное производство. Роскомнадзор по Приморскому краю: http://25.rkn.gov.ru, rsockanc25@rkn.gov.ru, тел. (423) 239-08-22, адрес 690041,г. Владивосток, ул. Беломорская, 18
Сообщаем в Федеральную антимонопольную службу – если незаконная информация содержится в рекламе.
Управление ФАС по Приморскому краю: http://primorie.fas.gov.ru, to25@fas.gov.ru, тел. (423)222-94-95, адрес 690007, г. Владивосток, ул. 1-я Морская, 2.
шаг 3. Если распространением незаконной информации ребенку был причинен материальный и/или моральный вред, в отношении него было совершено преступление или административное правонарушение, обращаемся в полицию, следственный комитет, прокуратуру, суд.
Быть другом своему ребенку, понимать, чем он живет и интересуется, важно не только в реальной жизни, но и в социальных сетях!