Новости Справедливые цифровые финансовые услуги

Справедливые цифровые финансовые услуги

Банкоматы – стационарные устройства самообслуживания (электронные «кассиры» банков), предназначенные в первую очередь для обмена безналичных денег на наличные и обратно. Размещаются в офисах банков, торговых центрах, метро и т.п.

Основные возможности:  Вносить и снимать наличные с банковской карты (в том числе с конвертацией в другую валюту или непосредственно в иностранной валюте для валютных счетов / карт). Оплачивать налоги и штрафы, услуги ЖКХ и связи с банковской карты без комиссий, переводить средства как на счета / карты третьих лиц в данном банке, так и на счета / карты в других банках. Получать информацию об остатке и операциях по карте и счету (в том числе бумажные выписки, если они необходимы потребителю).

Особенности и риски использования:  За совершение операций в банкоматах «чужих» банков (отличных от того, который выпустил карту) могут взиматься комиссии, иногда довольно ощутимые.  Данные банковской карты (номер карты, ПИН-код) могут быть украдены с помощью специально установленного злоумышленниками на банкомат считывающего устройства. Банкомат может «зажевать» банковскую карту, отказаться принять помятую, поврежденную или грязную купюру.

Мобильный банк – доступная держателю банковской карты услуга по получению уведомлений от банка и управлению банковской картой с помощью СМС. Для работы с мобильным банком подходит любой мобильный телефон, даже «кнопочный», и не требуется интернет. Для подключения нужно предоставить свой номер телефона и дать банку соответствующее поручение.

Основные возможности: Получать автоматические («по подписке») уведомления от банка – например, информацию об операциях и текущем остатке по карте. Направлять банку запросы (СМС-команды) на получение информации по карте, совершение денежных переводов, платежей (за сотовую связь, телевидение, интернет) или на блокировку карты. Особенности и риски использования: Конкретные возможности, условия предоставления и стоимость СМС-команд зависят от банка, выпустившего карту, и сотового оператора. Злоумышленник, завладевший мобильным телефоном, не защищенным паролем, может вывести деньги с банковской карты.

Интернет-банк – это инструмент управления банковским счетом через интернет, то есть при помощи электронного личного кабинета. Доступ в личный кабинет осуществляется с официального сайта банка или из мобильного приложения (его можно установить на стационарный компьютер, планшет или мобильный телефон). Для подключения этой услуги нужно получить в банке логин и пароль для входа в электронный личный кабинет (иногда это возможно сделать через банкомат).

Основные возможности: Пользоваться классическими банковскими услугами (виртуально «посещать» офис банка): открыть и закрыть вклад, подать заявку на кредит, перевыпустить или заблокировать карту, перевести средства с одного своего счета на другой, конвертировать валюту и т. п.  Переводить деньги и совершать платежи (налоги и штрафы, ЖКХ, сотовая связь и т.д.) без посещения сайтов организаций-получателей средств и без комиссий (или с минимальной комиссией).  Получать от банка оперативную поддержку и помощь в решении технических проблем. При обращении через личный кабинет служба поддержки может быстро идентифицировать клиента и предоставить требуемую ему информацию.

Особенности и риски использования: Для пользования интернет-банком нужен смартфон или компьютер с подключением к интернету. Именно поэтому не рекомендуется пользоваться интернет-банком через открытые общедоступные сети wi-fi (в транспорте, кафе, магазинах и т. п.). Злоумышленники, завладевшие логином и паролем для входа в интернет-банк, получают доступ ко всем счетам потребителя.

Электронные деньги – цифровое средство платежа. Электронные деньги можно начать использовать, открыв электронный кошелек — своеобразный аналог банковского счета. Пополнять электронный кошелек можно переводом средств с банковской карты — с помощью банкомата, интернет-банка, счета мобильного телефона или наличными через платежный терминал.

Основные возможности: Оплачивать покупки в интернете и переводить денежные средства другим людям, не имея банковской карты / счета. Совершать платежи, предоставляя получателю средств минимальную информацию о себе.

Особенности и риски использования: Электронные деньги не могут размещаться во вклады. Чем меньше информации о себе клиент передает организации, предоставляющей ему электронный кошелек, тем больше ограничений по максимальному остатку и сумме переводов и платежей. В отличие от средств на расчетных банковских счетах граждан электронные деньги не застрахованы государством (Агентством по страхованию вкладов) – то есть не будут возмещены владельцу в случае банкротства (отзыва лицензии) выпустившей их организации. Обналичить электронные деньги часто бывает непросто (а иногда это требует уплаты комиссии).

Материал подготовлен на основе информации открытых источников.

Отдел ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае в г. Артеме, Надеждинском и Шкотовском районах». Бредюк С.В., тел. 42613